МЕНЮ
"Я хочу, чтобы люди начали предлагать какие-то серьезные,
большие, глобальные, амбициозные цели, которые Россия
могла бы себе поставить "Российская программа освоения космического пространства и дальнейшую перспективу "Когда появятся космические города? Мнение экспертов. Космический ракетный комплекс "Ангара" ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Пуск КРН "Ангара-А5.1Л", 23 декабря 2014 г., гор. Плесецк Первый пуск КРН "Ангара-1.2ПП" 9 июля 2014 г., гор. ПлесецкАнтигравитационный двигатель В.С. Леонова.Теория Суперобъединения - объединяет с единых позиций системных иссследований Аргументы Недели. Марс почти рядом Леонов. У России был шанс вместе с белорусами слетать на Марс в 2010 году Концепт шестиместного пилотируемого квантоида класса "Земля-орбита-Земля" Россия делает новый шаг в космическое пространство Леонов. О подрывной деятельности комиссии по лженауке РАН Леонов В.С. о новых космических технологиях Леонов. Черные дыры в Российской академии наук (РАН) Леонов. Начало новой космической гонки между США и Россией Новая физика (гипотеза Козырева) получает документальное подтверждение Леонов. Коммерциализация космоса – кто мешает России быть богатой? Леонов. Коммерческий аэрокосмический орбитальный самолет с квантовым даигателем для космического туризма О концепции КА с квантовыми двигателями В.Леонова Поздравление с 20-летием открытия кванта пространства-времени Россия успешно испытала антигравитационный двигатель В.С. Леонова "Теория физического вакуума. Космические двигатели с торсионной тягой" Теория физического вакуума. Космические двигатели с торсионной тягой Психофизика и психофизические технологии Двигатель с конвертором массы Бодрова С.М. Сергей Годин: "Мы хотели сделать копию установки Джона Серла" Вся надежда на новое поколение людей с новыми знаниями и технологиями Ошибка изобретателя или "механический аналог" квантового двигателя?Понимают ли политические лидеры государств и руководители организаций, ведущих космическую деятельность,
и мы с вами, что уже сегодня начинает создаваться фундамент общественных отношений будущей внеземной
Цивилизации. Национальная программа России: Космодром "Восточный" Космодром "Восточный". Строительство второй очереди Космодром "Восточный". Строительство и подготовка к первому пускуАрхитектура орбитальных поселений. Фантастика и реальность Практически реализованные орбитальные конструкции Фантастические орбитальные поселения Плутахина Вантовые сети Макарова для космических поселенийПроектируемые околоземные и инопланетные сооружения
Новые бортовые системы космических аппаратов, "Предложение миллиардера. Где взять деньги на космические программы" Почему автономная колония на Марсе невозможна Современные барьеры инновационного развития предприятий ракетно-космическойпромышленности России Леонов. Коммерциализация космоса – кто мешает России быть богатой? М.Ковальчук. Тренд развития нашей цивилизации а XXI веке В чем причина отсутствия экономического развития России? Где взять деньги на космические программы. Артем Тарасов (Россия - Греция)
НАСА (США). Подготовка к пилотируемому полету на Луну, Марс (2035 г.) и
в дальний космос в околосолнечном пространстве. Роботы, ИИ, другая жизнь. Большие достижения и грандиозные планы. Россия США Япония Франция Канада Другая жизнь
Уникальная тематическая коллекция видеофильмов
КОСМОТЕСТ-ВИДЕО Разделы ПЛЕЙ-ЛИСТА
1. МКС - околоземное орбитальное поселение первой четверти XXI века
2. Российская программа освоения космического пространства
3. Теория Суперобъединения и Квантовые дигатели В.С.Леонова
4. Теория физического вакуума, торсионные поля, антигравитация
5. Архитектура орбитальных и инопланетных поселений
6. США. Подготовка к пилотируемому полету на Луну, Марс и в дальний космос
7. Проекты НАСА (США), основанные на новых физических принципах
8. Туристический бизнес в космическом пространстве
9. ЧП в пилотируемом космическом полете
10. Тайны Марса. Была ли жизнь на Марсе?
11. Неразгаданные тайны Вселенной
"Орбитальные поселения в околеземном космическом пространстве сделают
невесомость и космический вакуум такими же востребованными продуктами,
какими стали для нас электричество, нефть и газ". |
Понимают ли политические лидеры государств и руководители организаций, ведущих космическую деятельность,
и мы с вами, что уже сегодня начинает создаваться фундамент общественных отношений будущей внеземной
Цивилизации.
✱ Сергей Бронников ✱
Персональная страница участника проекта
РАЗРАБОТКА требований к ПОДГОТОВКE ЭКИПАЖЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ© 2015 г. Бронников С.В.Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия») Для того, чтобы подготовить экипаж космической станции к выполнению космического
полета, необходимо создать систему подготовки экипажей (СПЭ) и обеспечить ее функционирование.
Эти задачи могут быть решены, если заданы цели функционирования СПЭ.
В статье приведены результаты выполняемых РКК «Энергия» работ по определению целей
СПЭ, разработке требований к технической подготовке экипажей космической станции.
Показано, что старшей системой по отношению к СПЭ является автоматизированная
система управления космическим полетом, которая определяет цель функционирования СПЭ. Developing requirements for space station crew trainingBronnikov S.V.S.P. Korolev Rocket and Space Public Сorporation Energia (RSC Energia) In order to prepare a space station crew for a space mission, it is necessary to establish and support
the operations of the crew training system (CTS). These tasks can be fulfilled, if the CTS operational
objectives are defined. The paper provides results of the work performed at RSC Energia to define the
CTS objectives, and to develop requirements for technical training of the crews of Space Station. It
was shown that the system of a higher tier with respect to the CTS is the automated spacecraft mission
management system (ASCMMS), which drives the objectives of the CTS operation. Based on the analysis
of the management processes, a conclusion is drawn that there should communication between ASCMMS
and CTS at both design and operational phases. The paper addresses the structure of the training
objectives, the objective specifier format, major sources of input for the development of the objectives. The
notion of the level of crew competency in the task at hand is introduced. The process of objectives
development, criterion for the quality of this process, the methods for improving its efficiency are described. БРОННИКОВ Сергей Васильевич — кандидат технических наук, BRONNIKOV Sergey Vasilievich — Candidate of Science (Engineering), ВведениеДля того чтобы подготовить экипаж космической станции (КС) к выполнению космического полета, необходимо создать и обеспечить функционирование системы подготовки экипажей (СПЭ). Под СПЭ понимается совокупность функционально взаимосвязанных учебно-тренировочных средств и обучающего персонала, обеспечивающего подготовку экипажей КС к выполнению космического полета по заданной программе. Как и на основании чего должны формироваться и функционировать СПЭ КС, входящей в состав космического комплекса(КК) [1], разрабатываться цели и требования к СПЭ? Актуальность этого вопроса связана с тем, что от ответа на него зависит порядок проектирования, разработки и функционирования системы в составе КК, в т. ч. организация работ между предприятиями, обеспечивающими создание и эксплуатацию КК, что влияет на эффективность КК в целом. Научные публикации по теме взаимодействия СПЭ с другими системами в составе КК, рациональной организации процесса разработки целей и задач подготовки экипажей нам неизвестны. Однако на практике этот вопрос, конечно, решался, причем по-разному на различных этапах развития космонавтики. В данной работе впервые на основе системного подхода рассмотрена технология определения целей СПЭ. Связи СПЭСПЭ, как любая другая система, может быть создана, если ей задана цель.
Цель обусловливает структуру и поведение системы [2].
СПЭ — это самостоятельная система, которая должна создаваться и функционировать
независимо. С другой стороны, в соответствии с принципами системного подхода,
СПЭ является составной частью системы более высокого уровня. Выходом, продукцией СПЭ являются экипажи, которые должны функционировать в составе автоматизированной системы управления космическим полетом (АСУКП) [3], она является старшей системой по отношению к СПЭ и задает цель функционирования СПЭ [4]: сколько, к какому сроку, каких экипажей должно быть подготовлено. КК является развивающейся системой, в которую на всем протяжении его эксплуатации вводятся новые элементы (корабли, модули, научно-исследовательское оборудование, их составные части). Программа полета КС существенно изменяется от экспедиции к экспедиции. В этих условиях обеспечение необходимого согласования целей и задач СПЭ и АСУКП может быть осуществлено на основе обобщенной концепции обратной связи, заключающейся в следующем: «процедура, используемая в процессе проектирования, распространяется на все время реальной работы с учетом информации о свойствах управляемого процесса, которая была неизвестна априори» [5].Таким образом, взаимодействие между АСУКП и СПЭ является не разовым (только на этапе проектирования), а постоянным (включая этап эксплуатации), и поэтому система подготовки должна рассматриваться как подсистема АСУКП. Из АСУКП в СПЭ в процессе взаимодействия должна поступать информация,
определяющая ее цели и задачи, а обратно в АСУКП должна поступать
информация о степени достижения этих целей, результаты решения
поставленных задач. Параметры цели передаются по линиям прямой связи (сплошные линии). По линиям обратной
связи (пунктир) передаются данные о фактическом выполнении заданной цели. Рис.1. Связи системы подготовки экипажа (СПЭ): По линиям обратной связи (связь 4) из СПЭ в АСУКП передаются результаты подготовки экипажей, заключения о степени готовности каждого космонавта и экипажа в целом к работе. На основании поставленных целей (связь 3), информации о результатах работы подсистем СПЭ, включающей данные о текущей степени подготовленности космонавтов (связь 6), СПЭ разрабатывает и корректирует план работы своих подсистем (связь 5). В состав СПЭ могут входить подсистемы эксплуатации учебно-тренировочных средств, подсистемы теоретического обучения, обеспечения тренажной, медицинской подготовок и др. Взаимное влияние СПЭ и АСУКП проявляется, например, в том, что при возникновении во время полета случайного отказа какого-либо бортового оборудования из АСУКП в СПЭ направляется новая цель подготовки — ремонт этого оборудования. В СПЭ корректируется программа подготовки экипажа для того, чтобы
очередной экипаж был в состоянии выполнить эту работу. Структура целиВ математическом виде глобальная цель работы СПЭ может быть сформулирована в
следующем виде. Глобальная цель (первый уровень) порождает множество локальных целей, достижение которых обеспечивает ее осуществление. Локальные цели должны охватывать подготовку экипажей к выполнению множества оперативных задач, которые могут возникнуть во время полета (рис. 2). На втором уровне цель подготовки экипажа задается в виде спецификатора
ответственности членов экипажа, в котором указывается функциональная позиция
Fβ для каждого члена i-го экипажа. На третьем уровне цель подготовки задается в виде состава задач, которые предстоит выполнять экипажу в полете, включая потенциальные задачи, которые могут быть обусловлены возможными нештатными ситуациями. Деятельность экипажа охватывает P бортовых комплексов {Sj}:
бортовых систем, полетных операций, полезных нагрузок, профилактических и
ремонтных работ.
• множество бортовых систем K1;
• множество типовых работ, которые выполняются экипажами на борту K2 ; • множество работ по дооснащению и ремонту бортового оборудования, выполняемых данным экипажем в течение своего полета K3Ci ; • множество полетных операций, запланированных в период полета данного экипажа K4Ci ; • перечень нештатных ситуаций K5. Рис. 2. Структура целей подготовки На четвертом уровне определяются квалификационные требования к членам экипажа. На начальном этапе пилотируемых полетов до 1980-х гг. все члены экипажа готовились, в основном, по одной программе, различия в квалификационных требованиях к членам экипажа отсутствовали. В связи с ростом количества и сложности бортовых комплексов для снижения объема подготовки каждого космонавта при эксплуатации КС «Мир» впервые были введены квалификационные уровни по бортовым комплексам:
уровень 1 (наиболее низкая квалификация),
уровень 2 (средняя квалификация), уровень 3 (наиболее высокая квалификация). Под квалификацией понимается совокупность свойств космонавта, характеризующих объем его профессиональных знаний и навыков, которыми он должен обладать для выполнения деятельности во время полета на КС. Квалификация уровня 1 позволяет члену экипажа пользоваться при необходимости данным бортовым комплексом в тех режимах, которые требуются для его безопасного нахождения на борту, например, пользоваться системой связи или жизнеобеспечения. Квалификация уровня 2 предусматривает выполнение членом экипажа штатных операций и технического обслуживания соответствующего бортового комплекса, а также выполнение оперативных действий при возникновении нештатной ситуации, требующей немедленного реагирования для обеспечения безопасности экипажа, живучести КС. Квалификация уровня 3 — это наивысшая квалификация по данному бортовому комплексу. Она предусматривает выполнение космонавтом всех задач по управлению в штатных и нештатных ситуациях, техническому обслуживанию и ремонту. В случае возникновения нерассмотренной в бортовой документации нештатной ситуации космонавт с квалификацией уровня 3 должен обладать достаточными знаниями и умениями, чтобы самостоятельно перевести бортовой комплекс в безопасный режим. Дальнейшее развитие дифференциация подготовки членов экипажа получила в программе Международной космической станции (МКС) в процессе совместной работы международных партнеров. Уровни квалификации были уточнены и получили наименования: Каждому бортовому комплексу соответствует множество задач экипажа Dj = {dj1, … , djZj}, (j = 1, …, P), Zj — число задач экипажа по j-му бортовом комплексу. Состав задач экипажа определяется путем анализа конструкторской документации на КС, в частности, проектной документации по конструкции и компоновке КС, технического описания и инструкции по эксплуатации бортовых систем. Каждой α-ой квалификации по j-му бортовому комплексу Qjα соответствует множество
задач Djα, которые может выполнять космонавт, имеющий данную квалификацию. Для того, чтобы назначить требуемую квалификацию для каждого космонавта, сначала на основе анализа состава и объема работ экипажа в соответствии с планируемой программой полета для i-го экипажа по j-му бортовому комплексу определяется минимальное требуемое количество космонавтов α-ой квалификации nijα . На основе этих данных далее разрабатываются требования к квалификациям каждого члена экипажа по каждому бортовому комплексу таким образом, чтобы обеспечить требуемое количество космонавтов каждой квалификации по всем бортовым комплексам. Локальная цель «минимальное количество космонавтов требуемой квалификации» задается для обеспечения гибкости в работе СПЭ. В процессе подготовки в зависимости от ситуации квалификация члена экипажа может быть пересмотрена при выполнении локальной цели более высокого уровня — по минимальному количеству квалификаций. ДокументацияВсе цели подготовки объединяются в обобщенный перечень требований, или исходных данных, в проектной документации КС, которая используется как техническое задание в процессе выполнения подготовки. Для представления целей СПЭ используются два типа проектных документов: постоянно действующий документ № 1 «Организация деятельности экипажей» и серия временно действующих документов № 2: «Требования к технической подготовке экипажей». На этапе создания КК выпускается документ № 1, определяющий цели подготовки: Этот документ действует в течение всего этапа эксплуатации КК. Также определяются задачи экипажа по конкретному полету, новые задачи экипажа, требования к подготовке с учетом опыта эксплуатации КС. Документ № 2 действует до окончания подготовки экипажей по данному этапу полета. Однако этот документ также корректируется несколько раз в течение подготовки экипажа, так как изменения возникают непосредственно во время подготовки. Периодически документ № 1 дорабатывается, в него переносят требования из документа № 2, имеющие долговременный характер, удаляются требования, потерявшие свою актуальность. Критерий качества процесса разработки целейОсновным критерием качества методики разработки целей подготовки является степень соответствия проектных целей подготовки задачам реального полета по итогам многих полетов.Имеется два независимых направления максимизации этого показателя. Первое — это анализ и определение состава конструкторской документации, которая должна быть проработана с целью получения исходных данных для формирования целей. Для первоначального формирования целей на этапе создания КС, а также для их корректировки в процессе эксплуатации должна подвергаться анализу конструкторская документация, в которой имеются данные по деятельности экипажа: схема деления КС, программа полета, нештатные ситуации, руководство по эксплуатации, бортовые инструкции экипажа, технические решения по доработкам/модернизации КС, заключения по анализу отклонений, возникших в ходе полета. Второе направление — это организация анализа деятельности экипажа во время полета, предложений экипажа по совершенствованию КК по результатам полета. Одна из основных целей анализа деятельности экипажа — выявление предпосылок ошибок или затруднений в деятельности экипажа во время полета [6], обусловленных недостатками процесса подготовки космонавтов. ПримерПредставленная методика использовалась при обеспечении полетов космонавтов на КС «Салют», «Мир», применяется в настоящее время в программе МКС. В целом спецификатор целей подготовки реального экипажа КС — это документ, содержащий сотни страниц. Поэтому в качестве примера в табл. 1–3 приведены фрагменты реальных спецификаторов для Российского сегмента МКС. Таблица 1 Примечание. Таблица 2 Примечание. Таблица 3 Продолжение табл. 3 Примечание. Эффективность методики подтверждается тем, что в процессе многолетнего ее применения не зафиксировано ситуаций, когда вследствие неправильного (неполного) определения целей подготовки и, следовательно, отсутствия соответствующей подготовки, экипаж не выполнил конкретные полетные задачи, что привело к существенным последствиям, т. е. к невыполнению значительной части программы полета или возникновению реальной угрозы безопасности экипажа и работоспособности станции, или к выходу из строя жизненно важных бортовых систем. ЗаключениеСтатья обобщает результаты работ РКК «Энергия» по подготовке экипажей КА. Впервые в математической постановке сформулирована цель работы СПЭ. Исследованы связи СПЭ. Введено понятие уровня квалификации космонавта по выполняемой задаче. Показано, что СПЭ является подсистемой АСУКП и должна проектироваться и эксплуатироваться во взаимодействии с ней. Представленные материалы могут использоваться для повышения качества и эффективности процесса подготовки экипажей, создания соответствующих интерактивных автоматизированных рабочих мест, разработки соответствующей нормативной документации, специального руководства, описывающего правила разработки целей СПЭ. Предложенная методика может применяться при подготовке операторов сложных систем различных отраслей, например, военных систем, автоматизированных систем управления технологическими процессами и других. Список литературы
1. ГОСТ Р 53802-2010. Системы и комплексы космические. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2011. 28 с. Статья поступила в редакцию 04.12.2014 г. References
1. GOST R 53802-2010. Sistemy i kompleksy kosmicheskie. Terminy i opredeleniya [Space systems and
complexes. Terms and
БРОННИКОВ Сергей Васильевич
Автор статьи
кандидат технических наук,
начальник отделения РКК «Энергия» имени С.П.Королева, e-mail: [email protected] Первоисточник:
Журнал № 1(8)/2015 "Космическая техника и технологии" Бронников С.В. Комментарии к статье: Спасибо всем, кто оставил свой комментарий, сообщение, вопрос или предложение. Виктор Коротченко, руководитель проекта zg5.cosmotest.ru. |
Проект в стадии разработки На первом этапе (15.03.2015 г.): Определены основные тенденции создания облика Орбитальных поселений и
технические срества обеспечения межпланетных и межзвездных перелетов. принять участие в проекте Звоните: 8 916 515-34-46, гор.Москва. Пишите: [email protected]. Виктор Коротченко. 2 GB на диске, PHP, MySQL ЗАКАЗАТЬ БЕСПЛАТНО! |
© Copyright 2014-2017, |
Копирование материалов сайта без письменного разрешения
правообладателя запрещается.
|
|
Пожалуйста, обратите внимание на то, что на данном сайте выложена информация для бесплатного ознакомления с надеждой,
что она будет интересна и полезна, но без каких-либо явных или косвенных гарантий пригодности для любого практического
использования. Вы можете пользоваться ею на свой страх и риск. |