// Определяем стили для index.php и других страницы
ZeroGravity5
Cosmotest.RU
Виктор Коротченко
руководитель проекта zg5.cosmotest.ru
E-mail: starjet@mail.ru
Тел.:    +7 916 515-34-46
г. Москва, Россия (СССР)
КОСМОНАВТИКА 2.0
Орбитальные поселения,
межпланетные и межзвездные перелеты

  МЕНЮ

Российская программа освоения космического пространства.

О передаче телеканала «Красная линия» «Потеря орбиты»
Интервью Дмитрия РОГОЗИНА
Интервью Юрия КОПТЕВА
Отработка и испытания космического корабля "Федерация"
Правительство утвердило программу развития космодромов на 2017-2025 годы
Ракету для запуска корабля "Федерация" назовут "Союз-5"
НТВ. Гендиректор ГК "Роскосмос" Игорь Комаров. Эксклюзивное интервью
Россия объявила о начале отбора претендентов в кандидаты для полета на Луну
Стратегия развития ГК "Роскосмос" до 2030 года
Россия и Казахстан запустят в космос "Феникс"
Сергей Крикалев. МКС и космические станции около Луны
Техническое задание на ППТК нового поколения "Федерация"
Российская программа освоения космического пространства на период до 2025 года
Российская программа освоения космического пространства на период до 2030 года
и дальнейшую перспективу



Антигравитационный двигатель В.С.Леонова. Теория Суперобъединения.

03.03.2018. Результаты измерений удельной силы тяги, анализ, сравнение и
          перспективы применения квантовых двигателей
Аргументы Недели. Фантастический полет в Госдуме.
Крутая китайская головоломка. Комментарий Владимира Леонова
Влияние суперсилы Леонова на внешнюю политику США в отношении России
Кто и почему хотел сорвать выступление Владимира Леонова
52-е научные чтения памяти К.Э.Циолковского в Калуге
Астана ЭКСПО-2017 - Энергия будущего
Единогласное избрание Леонова В.С. академиком Международной академии
          системных иссследований
Аргументы Недели. Марс почти рядом
Леонов. У России был шанс вместе с белорусами слетать на Марс в 2010 году
Концепт шестиместного пилотируемого квантоида класса "Земля-орбита-Земля"
Россия делает новый шаг в космическое пространство
Леонов. О подрывной деятельности комиссии по лженауке РАН
Леонов В.С. о новых космических технологиях
Леонов. Черные дыры в Российской академии наук (РАН)
Леонов. Начало новой космической гонки между США и Россией
Новая физика (гипотеза Козырева) получает документальное подтверждение
Леонов. Коммерциализация космоса – кто мешает России быть богатой?
Леонов. Коммерческий аэрокосмический орбитальный самолет с квантовым даигателем
         для космического туризма
О концепции КА с квантовыми двигателями В.Леонова
Поздравление с 20-летием открытия кванта пространства-времени
Россия успешно испытала антигравитационный двигатель В.С. Леонова
Обращение В.С. Леонова в Правительство России
Леонов. Космические и летательные аппараты
Леонов. Открытие нулевого элемента таблицы Менделеева
Способ создания тяги в вакууме и полевой двигатель для космического корабля








Роботы, ИИ, другая жизнь. Большие достижения и грандиозные планы.

Россия
США
Япония
Франция
Канада
Другая жизнь


МКС - международный орбитальный дом. Дальше - КОСМОНАВТИКА 2.0.

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник…», или туманное будущее
Российского космоса
Автоматический зонд Старджет-1 к созвездию Альфа Центавра
с возвращением на Землю
Марсианский проект НАСА затрещал под напором обстоятельств
Траектории и проблемы возвращения космических кораблей
Наиболее интересные проекты и тенденции в космонавтике XXI века
Космодромы мира. Расписание полетов
Центр подготовки космонавтов получит два самолета Ту-204-300
Главное событие России, посвященное развитию частного космического бизнеса
АСГАРДИЯ - проект ГОСУДАРСТВА ВНЕ ЗЕМЛИ Игоря Ашурбейли
55-летие первого полета Человека в Космическое Пространство
Жители космических поселений. Как их называть?
Успешно завершилось 340-суточное пребывание геллов на МКС
НАСА приглашает в путешествие на Марс!
США предлагают России увеличить численность годовых экспедиций на МКС
Мировой рекорд российского космонавта - 878 суток вне Земли
Участники проекта zg5.cosmotest.ru
Поддержи проект zg5.cosmotest.ru!

Межличностные отношения космонавтов. Почему он, а не я?

   

Отрывок из книги "Космическое время "Мира"

Автор книги: Лесников Василий Сергеевич.

Предисловие В.И. Коротченко
к отрывку из книги В.С. Лесникова "Космическое время "Мира".

Эта книга содержит бесценный опыт и наблюдения внимательного позитивного человека, специалиста Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, который много лет находился рядом с космонавтами во время их подготовки на тренажерах космических кораблей и орбитальных станций к предстоящим полетам в космос.

На сегодня более 500 человек побывало в околоземном космическом пространстве и 12 человек совершили полет на Луну. Продолжительность космических полетов составила от 108 минут полета первого космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года до 437 суток непрерывного пребывания в космическом полете Валерия Полякова (с января 1994 года по март 1995 года на станции "Мир").

Особенность этих полетов в том, что все они были ограничены запланированной длительностью экспедиции в космическое пространство. Поэтому все эти полеты можно назвать экспедициями посещения.

Орбитальные поселения принципиально отличаются от экспедиций посещения тем, что длительность пребывания в космическом пространстве постоянных жителей будет близкой к продолжительности их биологической жизни.

Я читал уникальные заметки Василия Лесникова и у меня возникали вопроcы.

Какими моральными, этическими и нравственными нормами будут руководствоваться жители будущих Орбитальных поселений, совершенно новый социум, для которого жизнь в невесомости станет естественной потребностью, какие чувства будут возникать у них, глядя на нас землян, в буквальном смысле слова, со стороны?

Виктор Коротченко,
руководитель проекта zg5.cosmotest.ru,
апрель 2014 г.

Лесников Василий Сергеевич,
подполковник в отставке,
начальник отделения тренажеров орбитальных станций и модулей
Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина,
автор более 10 книг о пилотируемых космических полетах, космонавтах,
астронавтах и тех, кто готовит их к полетам.

Отряд космонавтов можно сравнить с труппой артистов театра, а руководство театра с руководством Центра подготовки космонавтов.

Актеры театра это собрание гениев и талантов, которые в меру своих сил и возможностей пытаются доказать свое первенство среди себе подобных.

Отряд космонавтов это собрание абсолютно здоровых людей, которые в меру своих чисто человеческих сил и возможностей пытаются доказать, что именно они готовы и достойны отправиться в очередной космический полет.

Среди них редко можно наблюдать дружеские отношения, даже если они вместе служили или учились. Все они сослуживцы, которые для получения желанной роли или назначения в основной экипаж готовы на многое, если не на все.

Это «все» определяется чисто человеческими качествами – типом характера, уровнем культуры и воспитания.

Это как в повседневной жизни. Например. Предприятию дают несколько квартир для распределения среди сотрудников. Одни прекрасно работают, растут в своем профессиональном мастерстве, но считают ниже своего достоинства бегать и просить кого-то о выделение им квартиры, хотя и остро в ней нуждаются. Иногда они получают квартиры, но чаще о них забывают сознательно. Терпят. Значить еще потерпят. Другие, и не очень нуждаются в новой жилплощади, и не очень утруждают себя высокопрофессиональной работой, но постоянно напоминают руководству о своем существовании и бедственном положении по разным причинам. И частенько именно они получают то, что в принципе предназначалось другим.

Пилотируемая космонавтика это кладезь примеров, как мужественного преодоления трудностей на пути к заветной цели, так и бездарной растраты своих сил и возможностей.

Нужно сказать, что не все и не всегда зависит только от космонавтов. В период подготовки они очень зависят от медиков, от уровня подготовки тех, кто непосредственно готовит их к полету. И конечно же от тех, кто принимает конкретное решение о назначениях в экипажи и их продвижении на пути к полету.

Попробую рассмотреть этот вопрос с нескольких сторон.

Медики часто ошибаются при отборе кандидатов в космонавты и при временном отстранении их от подготовки к полету. Но и они не всесильны.

Феоктистов слетал в космос с многочисленными диагнозами, и при обычном отборе кандидатов в космонавты он не прошел бы комиссию. Но на его стороне был С. П. Королев. Волевое решение Главного Конструктора никто не смог преодолеть.

Во второй полет медики Феоктистова так и не пропустили. Королева уже не было.

Второй случай произошел с Васютиным, у которого были урологические проблемы со здоровьем, но с помощью врача отряда космонавтов он смог обойти все препоны и слетать в космос. Он выдержал 64 дня полета, и медики вынуждены были по медицинским показаниям дать команду на срочный спуск. Из-за его поступка пострадало много людей. Была изменена программа полетов, и некоторые космонавты не осуществили свою мечту о полете. Не был осуществлен и планировавшийся полет женского экипажа. А вед если бы он состоялся, вполне могла бы быть другой и история полетов женщин космонавток и в СССР, и потом в России.

Васютина, как водится, тоже наказали. Министр Обороны отказался присвоить ему очередное воинское звание полковник. Но правительство присвоило ему звание Герой Советского Союза. Васютин вернулся из полета 21 ноября 1985 года и уже в феврале следующего года покинул отряд космонавтов – его перевели в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Васютин проявил характер, и, в отличии о своих товарищей космонавтов по набору, сделал в академии блестящую карьеру. Стал доктором военных наук, заместителем начальника академии, генерал-лейтенантом. Но медицинские, психологические и нравственные проблемы сами по себе никуда не уходят. Васютин ушел из жизни в возрасте 50 лет с тяжелым диагнозом – рак.

Еще труднее медикам прогнозировать поведение отбираемых кандидатов в период реальных аварийных ситуаций космического полета. Здесь все непредсказуемо. Или почти все.

Человек, с твердым волевым характером в повседневной жизни, в стрессовой ситуации может растеряться. Пусть даже на мгновение. И этого может быт достаточно, чтобы погубить и себя и своих товарищей. Но может быть и наоборот. Мягкий, колеблющийся в повседневной жизни человек в трудные мгновения стресса может преобразиться в волевого и решительного человека.

Прогнозировать поведение человека в стрессовой ситуации трудно, но можно подготовить его к максимально правильному поведению в аварийных ситуациях, которые могут встретиться ему в избранной профессиональной деятельности.

Космонавты в период подготовки к полету тоже отрабатывают свои действия по максимально возможному числу аварийных ситуаций. Но действительно стрессовых ситуаций при подготовке у них практически не бывает. Все рассчитано, все продуманно и находится под пристальным вниманием инструкторов и преподавателей, которые готовы в любую секунду подстраховать, прийти на помощь. Хотя и в таких обстоятельствах могут произойти непредсказуемые события с тяжелыми последствиями.

Самый молодой космонавт первого отряда Валентин Бондаренко умер после плановой тренировки в сурдобарокамере. Получил ожоги несовместимые с жизнью, неосторожно бросив вату, пропитанную спиртом, на спираль электроплитки.

Космонавт Викторенко в той же барокамере получил удар электротоком напряжением 220 вольт. Потерял сознание. Смог восстановиться и совершил несколько космических полетов.

Космонавт Возовиков во время тренировок на выживание у Черного моря решил поплавать. Нырнул и запутался в рыбацких сетях. Спасти не удалось.

Однако многократные тренировки и проигрывание аварийных ситуаций помогает абсолютному большинству космонавтов правильно и быстро принимать решения в действительно аварийных ситуациях реального космического полета.

Поэтому самым надежными космонавтами становятся бывшие летчики-истребители или летчики-испытатели, так как их повседневная работа практически всегда связана со стрессовыми ситуациями, когда решения приходится принимать практически мгновенно и с учетом множества вводных. У летчиков военно-транспортной авиации всегда больше времени на принятие сложных решений.

В этом отношении характерен такой пример. Четыре экипажа в аварийных ситуациях не выполнили стыковку с орбитальными станциями. Три экипажа возглавляли выпускники Балашовского Высшего военного училища летчиков военно-транспортной авиации. Один командир экипажа был летчик-истребитель. Преодолеть синдром неудачной стыковки и снова отправиться в космический полет смогли только двое – балашовец Владимир Коваленок и летчик-истребитель Владимир Титов.

Вообще то, тема восстановления после крупных неудач или стрессовых потрясений очень интересна. Скорее это не восстановление, а переосмысление происходящих событий и их переоценка, выбор дальнейшей дороги на предстоящем жизненном пути. И примеры, связанные с космонавтами, достаточно наглядны.

Начать можно с космонавтов первого отряда.

Из дневников Н. П. Каманина известно, что первые космонавты Гагарин, Герман Титов, да и другие космонавты очень сильно болели «звездной болезнью». Особенно пострадал от нее Титов. 9 лет он с переменным успехом пытался выбрать свой путь и только в 1970 году принял волевое решение и поступил учиться в Академию Генштаба.

Общеизвестно, что роман «Щит и меч» это классический пример военно-приключенческого жанра. Таким он был и для меня на первых порах. А послужив в армии лет 20, я понял, что это классическая инструкция по методам продвижения по служебной лестнице. Ведь главный герой Вайс действовал именно так, стремясь и достигнув самых высоких должностей в военной разведке вермахта. Он показывал себя высоким профессионалом в нужный момент или притворялся дураком, если это было угодно начальству. Он вошел в нужную команду, доказав, что готов ради спасения начальника предать близких вроде ему людей. Он показывал, что преклоняется перед начальством и был непримирим, строг и даже беспощаден с теми, кто от него зависел.

И именно такие методы были главными в продвижении по службе в нашей армии.

Начиная с должности соответствующей майорскому званию, скорость продвижения по службе на 90 % зависела от добрых взаимоотношений с начальством, а не от уровня профессиональной подготовки. А как их завоевать эти отношения не все сразу понимали. Особенно идеалисты, воспитанные на книжках о пламенных коммунистах и бессеребренниках.

В Центре подготовки космонавтов эти методы были особенно наглядно видны.

Я знаю одного сержанта срочной службы. Через него шли многие служебные документы с грифом секретности. Он многое знал, узнал и понял. И от него тоже кое – что зависело. Он мог, например, ускорить или притормозить прохождение дел по объективным обстоятельствам, мог и вовремя сообщить нужную информацию заинтересованным лицам.

По окончанию срочной службы этот солдат окончил краткосрочные курсы и сразу занял высокую офицерскую должность. Последний раз я его встретил уже в звании полковник. А его некоторые товарищи по срочной службе окончили школу прапорщиков и выше не поднялись.

Тоже самое было и на остальных этажах иерархии Центра, начиная уже с самого образования Центра подготовки космонавтов. Полковник медицинской службы Карпов был поставлен командиром части, костяк которой составляли летчики, пусть пока и не понимавшие всей своей значимости. Но они оставались при этом элитой военно-воздушных сил.

Уже выбор первого космонавта был не чисто профессиональным делом, а политически-профессиональным. Главным при выборе было предугадать, как поведет себя избранный кандидат после полета. Профессионализм не был главным критерием выбора. И руководство не ошиблось в выборе первого космонавта Земли – Юрии Алексеевиче Гагарине.

До первого полета человека в космос, космонавты первого отряда еще не осознавали в полной мере всей значимости своего существования. Но после полета Гагарина все встало на свои места. Конкуренция за право уйти в следующий полет резко обострилась. Было за что бороться. Борьба за власть и должности велась серьезно, без компромиссов и с переменным успехом. И руководить коллективом таких амбициозных людей становилось с каждым полетом все труднее и труднее.

Понимая, что Карпов уже не справляется с почувствовавшем свою силу первым отрядом космонавтов, Каманин предложил руководству ВВС назначит на должность начальника Центра опытного и авторитетного летчика. И такой нашелся. Дважды Герой Советского Союза Одинцов. Авторитетнейший летчик в авиационной среде.

Но было поздно. Молодые летчик, побывавшие в космосе, уже почувствовали свою силу. Они хотели сами формировать кадры в своей новой профессии. Претендовали и на должность начальника Центра. Одинцов не понял ситуации и стал насаждать в Центре чисто армейскую дисциплину. Его «съели» – не прошло и года.

В конечном итоге начальником Центра подготовки космонавтов, его замами и начальником политотдела Центра были назначены летчики-космонавты СССР. И уже они стали решать кого «пущать» в космос, а кого придержать, кого выдвигать на вышестоящую должность, а кого придержать. Главное, чтобы не было угрозы их стабильному карьерному положению.

Из Центра подготовки космонавтов ушли и стали генералами Герман Титов, Шонин, Горбатко, Филипченко, Коваленок, Кизим, Попов, Каденюк.

А вот Анатолий Арцебарский, не сработавшись с Климуком, вынужден был уйти из Центра даже не слетав второй раз в космос. Он окончил Академию Генштаба, но достойной должности ему «не нашли». Он уволился из армии в 42 года. Видимо разногласия были слишком серьезными и не позволили компромисса.

Нужно признать, что, слетав в космос, не все космонавты горели желанием снова отправиться в космическое путешествие. Не прельщали даже звание дважды Героя Советского Союза и другие возможные блага. Одни считали, что и одного полета достаточно для продвижения по карьерной лестнице. Другие так и не смогли преодолеть тяжесть психологических и физических перегрузок своих первых космических полетов.

Из 20-ти космонавтов первого отряда в космос слетало 12 человек. Шестеро побывали в космосе дважды. И только Валерий Быковский совершил три космических полета.

Николай Петрович Каманин приложил много усилий, чтобы направить энергию Германа Титова на продолжение подготовки к следующему космическому полету. Но Титов сразу после своего суточного полета явно дал понять, что больше в космос лететь не собирается. Хочет заняться работой летчика-испытателя. Он действительно освоил управление несколькими видами самолетов, но вряд ли кто-нибудь станет утверждать, что он стал настоящим летчиком-испытателем. В конечном итоге он закончил Академию Генштаба и стал ярым сторонником использования беспилотных космических аппаратов. Дослужился до звания генерал-полковник.

Не слетал в космос и еще один космонавт первого отряда – Хрунов. Он с Елисеевым первым в мире перешел через открытое космическое пространство из одного космического корабля в другой. И этого ему оказалось достаточно. Его назначали командиром экипажа, но всегда медики снимали его с подготовки. Снова назначали, и снова снимали.

Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию, получил высшее военно-политическое образование. Стал кандидатом наук. Он рассчитывал на свой успешный карьерный рост, но никакой значимой командной или военно-политической должности так и не получил. Более того. Начальником политотдела Центра назначили даже еще не получившего высшего военно-политического образования Климука. В конечном итоге, Хрунов был отчислен из отряда космонавтов за злоупотребление спиртным, и откомандирован в другое подразделение на финишной прямой, при подготовке к очередному космическому полету.

Не слетал второй раз в космос и Шонин, хотя и очень стремился к этому. Причиной тому были горе-друзья и застолья. Пришлось даже лечиться. Из пагубного круга он вырвался, но в космос так и не слетал. Ушел из Центра, сделал карьеру в авиации, заслужил звание генерал-лейтенанта.

В каждом конкретном случае практически все зависит от самого человека. От его желания и воли. Каждый сам выбирает свой путь.

В своих космических полетах по разным причинам не смогли состыковаться с орбитальной станцией и вернулись на землю экипажи: Сарафанов – Демин, Зудов – Рождественский, Владимир Титов-Серебров, Коваленок – Рюмин.

Преодолеть себя и снова отправиться в полет смогли Титов, Серебров, Коваленок и Рюмин.

Стрессовые аварийные ситуации в первом космическом полете не позволили еще раз отправиться в космический полет Лавейкину, Баландину, Лазуткину, Полещуку. Они назначались в состав экипажей, но каждый раз медики снимали их с подготовки.

И еще о конкуренции и борьбе за лидерство между военными и гражданскими космонавтами. Эта борьба шла и идет постоянно, принимая порой уродливые формы. Я более подробно писал об этом в книге «Рядом с космонавтами» (Американское время). Ничего не изменилось в 21 веке. Разве что соперничество усилилось между российскими космонавтами и американскими астронавтами за руководство основными экспедициями на международную космическую станцию.
Но это уже одна из тем совсем другой книги.

Лесников Василий Сергеевич,
подполковник в отставке,
начальник отделения тренажеров орбитальных станций и модулей
Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.



   

Мне нравится!
Хочу поддержать проект

 Да
Нет
Имя
E-mail   (не публикуется)

Текст сообщения:

        

Комментарии к статье:

Спасибо всем, кто оставил свой комментарий, сообщение, вопрос или предложение.

Виктор Коротченко, руководитель проекта zg5.cosmotest.ru.


КОСМОНАВТИКА 2.0
Проект    ZeroGravity5
Cosmotest.RU
Срок завершения работ до 31.12.2099 г.

  1 этап. ТЕНДЕНЦИИ (03.2014 - 03.2016 г.)
Определены основные тенденции создания облика Орбитальных поселений и технические срества обеспечения межпланетных и межзвездных перелетов.
В качестве "градообразующего" предприятия планируется создать околоземный Орбитальный центр летно-космических испытаний РФ
" Космотест ГЕЛЛий" (ОЦ-КГ).

  2 этап. КОНФИГУРАЦИЯ (03.2016 - 08.2017 г.)
Выбрана конфигурация ОЦ-КГ, включая архитектуру, состав и назначение орбитальных модулей. ОЦ-КГ создается как обитаемый комплекс технических средств, который предназначен для тестирования отдельных КА и систем в условиях реального космического полета перед их выводом на отлетные траектории к Луне Марсу и другим естественным объектам Солнечной системы, а также в межзвездное пространство. ОЦ-КГ - это орбитальный аналог ЛИИ им. М.М.Громова.

  3 этап. КОНЦЕПЦИЯ (08.2017 - 08.2018 г.)
В   целом   завершена   разработка   принципов Концепции 2.0 перехода от реактивной технологии к технологии на новых физических принципах.
КОСМОНАВТИКА 2.0 базируется на другом - нереактивном способе движения. Для новых космических аппаратов рассматриваются квантовые двигатели брянского ученого Владимира Леонова и проекты других российских изобретателей.
Со стороны Сергея Шашурина получено подтверждение приверженности создания своего, не государственного, постоянно действующего Фонда и Экспертного Совета для оказания авторам открытий, изобретений и русским кулибиным реальной поддержки от идеи до создания товарных образцов научно-технических изделий.

  4 этап. ЛОГИСТИКА (08.2018 - 08.2019 г.)

< - - - >

Приглашаем вас
принять участие в проекте

Звоните: 8 916 515-34-46, гор.Москва.
Пишите:  starjet@mail.ru.
Виктор Коротченко.

ЗАПРАВКА КАРТРИДЖЕЙ
для принтеров и МФУ

Выезд мастера в любой район Москвы
Тел. +7 916 144-28-67
Онлайн радио КоммерсантЪ FM


© Copyright 2014-2018,
    Автор проекта: Виктор Коротченко, starjet@mail.ru
    Веб-студия dpsite.ru, admin@dpsite.ru
    Рисунок на главной странице Николая Плутахина

Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя запрещается.
Рейтинг@Mail.ru

Пожалуйста, обратите внимание на то, что на данном сайте выложена информация для бесплатного ознакомления с надеждой, что она будет интересна и полезна, но без каких-либо явных или косвенных гарантий пригодности для любого практического использования.
Вы можете пользоваться ею на свой страх и риск.